Баширова
Н.Ю.
Выступление на МО
«Взаимосвязь
обучения и воспитания»
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
На протяжении многих тысяч лет педагоги всех времён и народов решали проблему: что важнее – воспитание или обучение? Что для человека важнее всего в жизни – земля, вода, свет или воздух? Разве можно из всего перечисленного выбрать что – то одно? Так и без единства обучения и воспитания невозможно становление личности.
Если взять любой трудовой процесс, то мы увидим, что всегда здесь есть наставник, обучающий способам работы с орудием труда, на станке, в поле, основам любого ремесла, и ученик. Мастер учит шаг за шагом добиваться конечного результата. Но разве обучая секретам своего профессионального мастерства, он при этом не воспитывает ученика своим отношением к делу, личным примером не прививает ответственность, целеустремлённость и трудолюбие, не развивает творческую фантазию и любознательность своего подопечного?
Воспитание и обучение, конечно же, неразделимы, а в наш век особенно. Любую тему можно подать, связав её с жизнью, возрастными запросами детей, что и окажет воспитательное действие на ученика. Слово учителя, одухотворённое его мыслью и чувством, сделает и ребёнка неравнодушным к миру. И если учитель не только носитель информации, а Личность, то рядом с ним любой ребёнок приобретет иммунитет ко злу и ненависти и найдет своё место в жизни, а самое главное, приобретет опыт общения с людьми.
Учитель – это не только профессия, это непрестанный труд души во имя другого человека. Это бесконечная работа над собой, которая никем и никогда не будет адекватно оценена. Если взрослый человек понимает это, то только тогда он имеет право идти к детям. Если он понимает, что само слово уже способно воспитать, то перед ним никогда не встанет проблема первичности обучения или воспитания. Это две неразделимые стороны одного процесса, который позволит учителю уверенно всегда идти вперёд , невзирая на то, какой предмет он ведёт, какие методы и приёмы использует. Как – то известнейший педагог А.Макаренко сказал: «Научить человека быть счастливым – нельзя. Но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» .