Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя музыки и ОБЖ Башировой Н.Ю. Понедельник, 30.06.2025, 14:18
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Игровые технологии

Баширова Н.Ю.                     

 

 

Выступление на МО

 

«Игровые технологии на уроках ОБЖ»

 

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность  школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни,  формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

·          свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

·          творческий,  активный характер этой деятельности («поле творчества»); Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

·          эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция  (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

·          в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

·          как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

·          в качестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

·          как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», «ЮИД»).

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

 дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

1.        обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2.        познавательные, воспитательные, развивающие;

3.        репродуктивные, продуктивные, творческие;

4.        коммуникативные, диагностические.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через  игрушки - предметы -  дети познают форму,  цвет,  объем, материал, мир животных.

Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Это игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «КВН».

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях школьного образования.

Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Игровая деятельность на уроках ОБЖ использу­ю в следующих случаях:

1.В качестве самостоятельных технологий для освое­ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ:  урок-игра «Дорожные знаки» для учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг».

     2.При проведении проблемного урока ОБЖ применяю  ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени».

3.В качестве технологии урока или его фраг­мента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагаю вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления,  контроля знаний и многое другое. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников  к изучению предмета ОБЖ.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения  повышают эффективность образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии  необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Полезные ссылки
  • Контактный E-mail: bashiroff_ruslan@mail.ru
  • Страница ВКонтакте: //vk.com/id233668028
  • Страница на Nsportal.ru: http://nsportal.ru/bashirova-natalya-yurevna
  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz