Баширова Н.Ю. Самостоятельная работа № 2
«Изменение роли преподавателя ОБЖ в
соответствии с новой парадигмой образования»
Современная парадигма образования строится на идеях
гуманизма, демократизации, социальной и личной ответственности за судьбы
развития цивилизации.
В процессе воспитания, образования у детей формируется
система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей
его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами
основные жизненные позиции, убеждения, идеалы.
Следует отметить, что
гармоничное развитие ребенка происходит в процессе обучения и воспитания, когда
формируется целостное мировоззрение, целостная картина мира.
Процесс проектирования здоровьесохранного образовательного
пространства осуществляется через:
Понимание концепции здоровья,
отношение к нему, как к самой большой ценности, всех субъектов образовательного
учреждения.
Формирование культуры здоровья,
обучение здоровому образу всех субъектов образовательного пространства через
урок ОБЖ, их интеграцию с другими предметами, физическую культуру,
консультации, лектории, модули и т.д.
Диагностику индивидуальных
особенностей и состояния здоровья учащихся и педагогов. Экспертную
санитарно-гигиеническую, эстетическую оценку образовательного пространства.
Мониторинг здоровья учащихся и здоровьесберегающей работы.
Построение учебного процесса в
соответствии с индивидуальными возможностями учащихся и при
медико-психолого-педагогическом сопровождении.
Гуманизацию и эстетизацию образовательной
среды.
Обеспечение необходимых
санитарно-гигиенических условий внутри школьной среды.
Организацию и контроль обеспечения
сбалансированного питания учащихся и педагогов. Обучение рациональному питанию
в семье, на уроках ОБЖ.
Функционирование научных сред по
обновлению содержания образования с соответствующей экспертной оценкой - «не
навреди».
Формирование и укрепление здоровья
через физкультурно-спортивные мероприятия, медицинские оздоровительные
программы, «месячники здоровья», диспансеризацию и т.д.
Центром здоровьесохранной образовательной системы является
принцип триединого представления о здоровье, т.е. единство здоровья
физического, психического и духовно-нравственного. Все происходящее в
образовательном учреждении от разработки планов, программ до проверки их
выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной
деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и
т.д. - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и
здоровье учащихся и учителей.
Как видно из вышеизложенного, ключевое место в проектировании
здоровьесохранного образовательного пространства занимает предмет ОБЖ,
призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и
укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма. Чтобы
отвечать требованиям времени, курс ОБЖ должен непрерывно развиваться. Наиболее
важным моментом является то, что курс ОБЖ неизбежно должен стать
системообразующим в содержании общего образования, поскольку безопасность
жизнедеятельности становится главной проблемой стремительно наступающей
постиндустриальной эпохи.
Концепция развития курса ОБЖ опирается, прежде всего, на
накопленный за 12 лет существования курса потенциал в части индивидуальной
безопасности. В то же время она ориентирует развитие курса. Во-первых, по
вопросам предотвращения новых опасностей жизнедеятельности и, во-вторых,
рассмотрения вопросов безопасности жизнедеятельности системно для трех уровней
- индивидуального, национального и глобального.
Сегодня перед курсом ОБЖ стоят ряд проблем, мешающих его
развитию:
Консерватизм системы образования.
Социально-экономическая ситуация в
стране.
Мелкокорпоративные интересы
учителей-предметников, не желающих делиться часами своей педагогической
нагрузки.
Недостаточная информированность
большинства противников курса ОБЖ о его целях и содержании. Отсюда - негативное
отношение к предмету.
Отсутствие достаточного количества
подготовленных преподавателей.
Отсутствие учебных, наглядных и
дидактических материалов.
Эти шесть причин тормозят «превращение» предмета ОБЖ в один
из основных предметов школьной программы. С консерватизмом педагогической
системы ничего сделать нельзя. Социально-экономическую ситуацию в стране
учителям тоже изменит не в силах. С мелкокорпоративными интересами
преподавателей других дисциплин можно бороться административными мерами, если
руководители по всей управленческой вертикали - от директора школы до министра
- сами будут сторонниками необходимых преобразований. Одновременно необходимо повышать
информированность учительских масс, родителей и учащихся в вопросах культуры
безопасности, здорового образа жизни, грамотного поведения в чрезвычайных
ситуациях - всего, что составляет содержание предмета ОБЖ. Тогда сформируется
мощный социальный заказ на содержание ОБЖ, который даст возможность преодолеть
не только консерватизм чиновников образования, но и усовершенствовать
нормативно-правовую базу, улучшить финансовое обеспечение, что позволит
директорам школ получить экономический рычаг привлечения и подготовки грамотных
преподавателей ОБЖ.
Несмотря на многообразие проблем, которые необходимо решать,
главными и первоочередными остаются проблемы подготовки кадров и
материально-технического обеспечения кабинетов ОБЖ. Междисциплинарная
системообразующая специфика курса, формирующая современное мировоззрение
учащихся предъявляет особые требования к преподавателям ОБЖ: они должны
обладать не набором поверхностных знаний и умений, а глубоко разбираться в
содержании всех разделов, входящих в программу курса ОБЖ.
Среди требований, определяющих способность учителя быть
преподавателем ОБЖ, основным является педагогический профессионализм. Не
секрет, что в связи с острым дефицитом педагогических кадров к преподаванию ОБЖ
часто привлекаются уволенные в запас офицеры, люди, имеющие высшее или среднее
специальное образование, но не имеющие необходимой профессиональной подготовки
для педагогической работы с детьми и подростками. Кроме содержания предмета
ОБЖ, их надо обучать методам и технологиям учебно-воспитательной работы,
познакомить с физиологическими особенностями учащихся разных возрастных групп.
Для преподавателя ОБЖ больше, чем для других
учителей-предметников, необходима психологическая подготовка, наличие
практических навыков учебно-психологической работы с людьми. Особую значимость
это требование приобретает при использовании учителем активных методов
обучения, а именно так и должно строится преподавание предмета ОБЖ как
практически ориентированной дисциплины. Принципиально важным является
воспитание у учащихся оптимистического, активного отношения к жизни. Ведь в
процессе освоения программы учащимся приходится сталкиваться с описанием и
примерами преимущественно негативных ситуаций: правонарушений, травм,
катастроф, аварий, ЧС природного и техногенного характера. Для впечатлительного
ребенка это может оказать нежелательное кумулятивное воздействие на психику. И
задача учителя «уравновесить» все изучаемые на уроках «негативы» общей
позитивной установки, не позволить, чтобы у ребенка сформировалось
«катастрофическое восприятие мира». Развитие общеобразовательного учреждения (в
широком смысле) в современных условиях - это необратимое, направленное,
закономерное изменение компонентов сложной педагогической системы под влиянием
достижений науки, техники и передового педагогического опыта, в результате
которого школа переходит в качественное новое состояние.
Одним из таких достижений является межотраслевая интеграция,
в частности педагогики и электроники по проектированию новых педагогических
технологий в рамках курса ОБЖ, значение которого в воспитании личности трудно
переоценить.
Курс ОБЖ дает подрастающему поколению знания, умения, навыки
не только выживания, но и формирует культуру здоровья, здоровый образ жизни.
Чтобы выжить сегодня, человеку необходимо знания личной,
национальной и глобальной безопасности, основ медицинской само и взаимопомощи, доведенные
при необходимости до алгоритма воспроизводства, т.е. до автоматизма действий в
чрезвычайных ситуациях.
Вот почему для повышения эффективности обучения учащихся
общеобразовательных школ НПО «ЭЛТЭК» разработан тренажерный класс по
формированию навыков здорового образа жизни и оказанию первой медицинской
помощи в чрезвычайных ситуациях. В комплект интерактивных обучающих устройств
для кабинетов ОБЖ входит аппаратура по программному обеспечению обучения
экстренной реанимации, травмам, кровотечениям, асфиксии, отравлениям, синдрому
сдавливания и др.
На муляже человека (ребенка или взрослого) имитируется
сердечная деятельность, дыхание, пульс, изменения величины зрачков,
травматические повреждения. Дисплей содержит видеоимитаторы жизненно важных
внутренних органов человека и их травматических повреждений.
Эффективность оказания помощи можно наблюдать как на дисплее,
так и на муляже, контролируя состояние по показателям пульса на сонных
артериях, изменению размера зрачков, по видимым экскурсиям грудной клетки.
Критериями эффективности действий учащихся служит
самосостоятельное появление признаков «оживления» человека на муляже и дисплее.
В случае правильных действий учащихся в течение контрольного времени на муляже
появляются спонтанный пульс и дыхание, суживаются зрачки глаз, исчезают
«кровотечения» освобождаются дыхательные пути, одновременно демонстрируется
картина физиологического «оживления» на экране дисплея.
Модуль обеспечивает автоматический контроль за положением
туловища, головы и конечностей муляжа, а также основных реанимационных
параметров (объем и частоту вдыхаемого воздуха, силу и частоту компрессий,
положение рук ученика при наружном массаже сердца). Контрольное время программ
соответствует масштабу реального времени.
В тренажере реализован радиообмен между устройствами его
образующими, он снабжен речевым устройством, позволяющим его использовать в
режиме электронного инструктора на любой языковой версии. Последнее
обстоятельство позволяет его использовать для самоподготовки и автоматического
контроля полученных навыков. Дисплей совместно с тест-пультом, так же как и
муляж человека, могут использоваться как автономные самостоятельные обучающие
устройства, и для оценки знаний по ОБЖ.
Для защиты обучающихся на тренажерах от перекрестного заражения
контактным путем, что немаловажно в современных условиях при обучении больших
контингентов, муляж снабжен съемными взаимозаменяемыми ротоносовыми узлами.
Дополнительно тренажерный класс комплектуется комплексом
«ЭЛТЭК-Пловец» и физиологическим модулем. «ЭЛТЭК-Пловец» позволяет научить
детей безопасному поведению на водоемах, умения доставки пострадавшего на берег
и оказанию неотложной помощи на берегу. Физиологический модуль учит детей
контролировать свое физическое состояние по доступным признакам: пульсу,
давлению, дыханию. Работа жизненно важных внутренних органов ребенка
фиксируется на экране дисплея, где частота сокращения сердца и легких адекватна
собственной частоте сердечных сокращений и вентиляциями легких.
Непростой период становления, который переживает сейчас новая
школьная дисциплина ОБЖ, предъявляет повышенные требования к согласованности
действий всех тех, кто понимает необходимость и важность формирования у
учащихся знаний, умений, навыков, позволяющим им не оказаться в ситуациях, угрожающих
здоровью и жизни, или с наименьшими потерями решать возникающие проблемы.
В настоящее время курс ОБЖ находится на перепутье. Либо курс
сделает серьезный шаг вперед в своем развитии и займет достойное место в
системе образования, либо останется в застое и закончится, оставшись
закамуфлированной подготовкой к военной службе или к ГО, что в современных
условиях не допустимо. Последнее связано с возникновением новых и углублением
старых проблем физического выживания человечества, расширением спектра внутренних
и внешних угроз национальной безопасности России, ухудшением экологической
ситуации, социальных проблем, повышенное внимание общества к вопросам личной
безопасности жизни и выживания. Обеспечения безопасности человеческих сообществ
в глобальном и национальном масштабах касается каждого и требует разумных общих
действий. Вот почему необходимо дальнейшее развитие содержания курса ОБЖ.
Именно этот курс может дать ответ на главный «вызовХХ1» века, поскольку:
- он может и должен опережать основную потребность человека и
общества в постиндустриальную эпоху, способствовать формированию умений и
навыков безопасной жизнедеятельности и адекватного мировоззрения;
- он может и должен служить стержнем общего образования.
Базовый курс по ОБЖ поможет:
сформировать личность «безопасного типа», представляющей
тенденции мировой динамики, знающей основы здорового образа жизни, защиты
человека, общества, государства от современного комплекса опасных факторов и
умеющий применить эти знания на практике;
воспитать гражданственность, патриотизм, ответственность
перед собой, обществом и природой.
Обновление содержания курса ОБЖ направлено на гуманизацию
образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих
возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения
интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала
личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через
активно-неадаптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития
и самоосуществления. Человек свободен в выборе ценностей, в том, где ему
проявить свою индивидуальность, в какой области культуры применять свои
творческие силы, как добиться совпадения личного и общественного интересов в
своей деятельности. Перевод человека на новый уровень отношения к собственному
физическому, психическому и личностному здоровью является результатом
гуманизации образования.