Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя музыки и ОБЖ Башировой Н.Ю. Вторник, 01.07.2025, 12:03
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Сотрудничество в учебной деятельности

Баширова Н.Ю.              Выступление на МО

 

«Сотрудничество в учебной деятельности»

 

«Педагогика сотрудничества» одна из наиболее богатейших педагогических обобщений, которая включает в себе многочисленные инновационные процессы в образовании.

 

Это название появилось в 80-х годах XX века благодаря группе педагогов-новаторов, которые в обобщенном опыте объединили лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики. Как проявление нового педагогического мышления «Педагогика сотрудничества» характерна для всех образовательных учреждений, структурных элементов учебно-воспитательного процесса и для производственного обучения. Отношения педагогов и детей представляют среду становления и развития личности школьника. Базой этих отношений являются, прежде всего, личностный подход и педагогика сотрудничества. Гуманное и демократическое отношение к школьнику, признание права каждого на собственное мнение и позицию способствуют развитию своеобразной и уникальной личности.

 

Значимой составляющей педагогического общения являются взаимоотношения педагога и учащихся. Они способствуют не только успешному усвоению знаний детьми, но и их личностному развитию.Исходя из этого, сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению. Благодаря взаимопониманию в педагогическом процессе начинают развиваться самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников.

 

Важнейшее место в системе сотрудничества занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на то, что учитель является субъектом, а ученик — объектом педагогического процесса. Педагогика сотрудничества представляет ученика как субъекта. От сюда следует, что два субъекта должны взаимодействовать, быть партнерами, сотоварищами, представляя собой содружество более старшего и опытного с менее опытным.

 

Важно отметить, что оно принимает различные формы, такие как соучастие, содружество, сотворчество, сопереживание и соуправление. В зависимости от учебной дисциплины и методических требований может меняться подход к сотрудничеству между учителем и учеником. Для того, чтобы сотрудничество состоялось, очень важно наличие положительных эмоций и отношений. Когда ученик заинтересован, то тогда передача опыта и знаний от учителя происходит более плодотворно. Он учиться самостоятельно принимать решения под лояльным руководством опытного наставника.

 

Форма сотрудничества меняется в зависимости от возрастных категорий учащихся. Например, для дошкольников и учеников младших классов характерна игровая форма обучения, в которой игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах главное — это мотивация обучения. Педагогу важно донести до ученика, что знания необходимы для его развития как полноценной личности, а в будущем как грамотного специалиста. В старших классах в ходе педагогического диалога с учеником важно показать практическую значимость научных законов и правил тонных наук, таких как математика, физика, химия и других.

 

Мотивацию учеников к обучению увеличивают различные способы сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся. Интерес к учебе повышают разные формы занятий, например «урок — путешествие», «урок — сказка» и другие. Для ученика также важно поощрение и внимание со стороны педагога, которые стимулируют стремление к успеху и самореализации у учеников. В процессе педагогического взаимодействия педагог создает условия для мотивации учеников через индивидуальный подход, то есть при подготовке заданий учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности, в том числе и для отстающих. При доброжелательном и уважительном отношении к личности ученика важно умение педагога внушить ребенку, что он единственный и неповторимый.

 

Следовательно, сотрудничество учащихся и педагога — это взаимодействие и совместная деятельность субъектов. Для этой системы характерны: пространственное и временное соприсутствие; совместные цели; организация и управление деятельностью; разделение обязанностей, функций, действий, операций; наличие позитивных межличностных отношений. В процессе сотрудничества педагога и учащихся происходит формирование коллективного взаимодействия. Разные методы и приемы помогают в организации учебного процесса. Например, дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов и т. д.

 

Учебное сотрудничество представляет собой многофункциональную сеть взаимодействий по четырем линиям: 1) «учитель — ученик (ученики)»; 2) «ученик — ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель — учительский коллектив». Линия «учитель — ученик» и линия «ученик — ученик» существуют не изолированно друг от друга. Так первую линию можно дополнить общегрупповой, когдаучитель работает с целым классом. А вторую можно использовать на уроках, где запланирована работа в малых группах.

 

Г.А. Цукерман известный психолог, который изучал проблемы учебного сотрудничества, выделяет следующие положительные стороны совместной учебной деятельности:

 

·     помогает лучшему освоению изучаемого материала;

 

·     возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

 

·     уходит меньше времени на формирование знаний и умений;

 

·     ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

 

·     усиливается сплоченность класса, так как меняется характер взаимоотношений учеников;

 

·      ученики приобретают важнейшие социальные навыки — ответственность, самоконтроль, тоталитарность;

 

·     учитель получает возможность при делении детей на группы учитывать их взаимные симпатии;

 

·     повышается важность воспитательной работы учителя.

 

Учебно-педагогическое сотрудничество формируется постепенно. Приходящие в школу дети, не всегда владеют приемами и способами познавательной деятельности. Также не могут самостоятельно организовать коллективную работу, возникают проблемы в общении с учителем. Динамика становления совместной деятельности учителя и учеников рассмотрена В.П. Панюшкиным. Он выделил две фазы становления совместной деятельности учителя и учеников:

 

1.  Фаза приобщения к деятельности включает:

 

·     разделенные между учителем и учащимися действия;

 

·     имитирующие действия учащихся;

 

·     подражательные действия учащихся.

 

2.  Фаза согласования деятельности учащихся и учителя включает:

 

·     саморегулируемые действия учащихся;

 

·     самоорганизуемые действия учащихся;

 

·     самопобуждаемые действия учащихся.

 

Эти фазы выделяются в становлении учебного сотрудничества школьников с педагогом. Относительно студенческого возраста В.П. Панюшкиным предполагается третья фаза — партнерство в совершенствовании освоения деятельности. В этой модели равнопартнерство совместной деятельности студентов и преподавателя является результатом ее развития и становления.

 

Важно отметить воспитательный эффект сотрудничества, который обусловлен формированием «условно-динамической позиции» в ситуации коллективной работы со сверстниками. Она выражается в умении человека оценивать себя не только с точки зрения другого, а с разных точек зрения. Этот вопрос наиболее раскрыт в работах А.К. Марковой, В.А. Недоспасова, Д.Б. Эльконина. Большой интерес представляет рассмотрение стиля общения, в котором ставиться и решается совместно с педагогом проблема, задача.В стиле общения находят свое выражение:

 

·     особенностей коммуникативных возможностей педагога;

 

·     сложившийся характер взаимоотношения педагога и воспитанников;

 

·     творческая индивидуальность педагога;

 

·     особенности ученического коллектива.

 

Общение представляет собой многосторонние и многофункциональное, характер которого определяет и само взаимодействие. На основе анализа различных подходов к рассмотрению общения, наиболее адекватным оказывается деятельностный, демократический, дружеский стиль общения.

 

Важное направление усилий педагога — это развитие сотрудничества, сотворчества с учениками. Именно опыт совместного решения проблем, совместные формы активности с воспитателем позволяет ученику чувствовать себя принятым, понимающим и понимаемым, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помочь и помогающим, окруженным заботой и заботящимся. Такое сотрудничество положительно сказывается на формировании личностных качеств учащихся, возникающих в искусственно созданной обстановке отношения могут естественно переносится ими во внешний мир.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Полезные ссылки
  • Контактный E-mail: bashiroff_ruslan@mail.ru
  • Страница ВКонтакте: //vk.com/id233668028
  • Страница на Nsportal.ru: http://nsportal.ru/bashirova-natalya-yurevna
  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz