Баширова Н.Ю.
Выступление на МО
«Сотрудничество в учебной
деятельности»
«Педагогика сотрудничества» одна из наиболее богатейших
педагогических обобщений, которая включает в себе многочисленные инновационные
процессы в образовании.
Это название появилось в 80-х годах XX века благодаря группе
педагогов-новаторов, которые в обобщенном опыте объединили лучшие традиции
советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки
и практики. Как проявление нового педагогического мышления «Педагогика
сотрудничества» характерна для всех образовательных учреждений, структурных
элементов учебно-воспитательного процесса и для производственного обучения.
Отношения педагогов и детей представляют среду становления и развития личности
школьника. Базой этих отношений являются, прежде всего, личностный подход и
педагогика сотрудничества. Гуманное и демократическое отношение к школьнику,
признание права каждого на собственное мнение и позицию способствуют развитию
своеобразной и уникальной личности.
Значимой составляющей педагогического общения являются
взаимоотношения педагога и учащихся. Они способствуют не только успешному
усвоению знаний детьми, но и их личностному развитию.Исходя из этого,
сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместную
деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение
учеников и повышение их мотивации к обучению. Благодаря взаимопониманию в
педагогическом процессе начинают развиваться самоуправление, равноправие и равноценность
личностных позиций всех участников.
Важнейшее место в системе сотрудничества занимают отношения
«учитель — ученик». Традиционное обучение основано на то, что учитель является
субъектом, а ученик — объектом педагогического процесса. Педагогика сотрудничества
представляет ученика как субъекта. От сюда следует, что два субъекта должны
взаимодействовать, быть партнерами, сотоварищами, представляя собой содружество
более старшего и опытного с менее опытным.
Важно отметить, что оно принимает различные формы, такие как
соучастие, содружество, сотворчество, сопереживание и соуправление. В
зависимости от учебной дисциплины и методических требований может меняться
подход к сотрудничеству между учителем и учеником. Для того, чтобы
сотрудничество состоялось, очень важно наличие положительных эмоций и
отношений. Когда ученик заинтересован, то тогда передача опыта и знаний от
учителя происходит более плодотворно. Он учиться самостоятельно принимать
решения под лояльным руководством опытного наставника.
Форма сотрудничества меняется в зависимости от возрастных
категорий учащихся. Например, для дошкольников и учеников младших классов
характерна игровая форма обучения, в которой игровые задания и упражнения
плавно переходят в обучающие. В старших классах главное — это мотивация
обучения. Педагогу важно донести до ученика, что знания необходимы для его
развития как полноценной личности, а в будущем как грамотного специалиста. В
старших классах в ходе педагогического диалога с учеником важно показать
практическую значимость научных законов и правил тонных наук, таких как
математика, физика, химия и других.
Мотивацию учеников к обучению увеличивают различные способы
сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся. Интерес к учебе повышают
разные формы занятий, например «урок — путешествие», «урок — сказка» и другие.
Для ученика также важно поощрение и внимание со стороны педагога, которые
стимулируют стремление к успеху и самореализации у учеников. В процессе
педагогического взаимодействия педагог создает условия для мотивации учеников
через индивидуальный подход, то есть при подготовке заданий учитывает уровень
сложности для каждого учащегося в отдельности, в том числе и для отстающих. При
доброжелательном и уважительном отношении к личности ученика важно умение педагога
внушить ребенку, что он единственный и неповторимый.
Следовательно, сотрудничество учащихся и педагога — это
взаимодействие и совместная деятельность субъектов. Для этой системы
характерны: пространственное и временное соприсутствие; совместные цели; организация
и управление деятельностью; разделение обязанностей, функций, действий,
операций; наличие позитивных межличностных отношений. В процессе сотрудничества
педагога и учащихся происходит формирование коллективного взаимодействия.
Разные методы и приемы помогают в организации учебного процесса. Например,
дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов и т. д.
Учебное сотрудничество представляет собой многофункциональную
сеть взаимодействий по четырем линиям: 1) «учитель — ученик (ученики)»; 2)
«ученик — ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников
в коллективе; 4) «учитель — учительский коллектив». Линия «учитель — ученик» и
линия «ученик — ученик» существуют не изолированно друг от друга. Так первую
линию можно дополнить общегрупповой, когдаучитель работает с целым классом. А
вторую можно использовать на уроках, где запланирована работа в малых группах.
Г.А. Цукерман известный психолог, который изучал проблемы
учебного сотрудничества, выделяет следующие положительные стороны совместной
учебной деятельности:
· помогает лучшему
освоению изучаемого материала;
· возрастает
познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
· уходит меньше
времени на формирование знаний и умений;
· ученики получают
большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
· усиливается
сплоченность класса, так как меняется характер взаимоотношений учеников;
· ученики
приобретают важнейшие социальные навыки — ответственность, самоконтроль,
тоталитарность;
· учитель получает
возможность при делении детей на группы учитывать их взаимные симпатии;
· повышается
важность воспитательной работы учителя.
Учебно-педагогическое сотрудничество формируется постепенно.
Приходящие в школу дети, не всегда владеют приемами и способами познавательной
деятельности. Также не могут самостоятельно организовать коллективную работу,
возникают проблемы в общении с учителем. Динамика становления совместной
деятельности учителя и учеников рассмотрена В.П. Панюшкиным. Он выделил две
фазы становления совместной деятельности учителя и учеников:
1. Фаза приобщения к
деятельности включает:
· разделенные между
учителем и учащимися действия;
· имитирующие
действия учащихся;
· подражательные действия
учащихся.
2. Фаза согласования
деятельности учащихся и учителя включает:
· саморегулируемые
действия учащихся;
· самоорганизуемые
действия учащихся;
· самопобуждаемые
действия учащихся.
Эти фазы выделяются в становлении учебного сотрудничества
школьников с педагогом. Относительно студенческого возраста В.П. Панюшкиным
предполагается третья фаза — партнерство в совершенствовании освоения
деятельности. В этой модели равнопартнерство совместной деятельности студентов
и преподавателя является результатом ее развития и становления.
Важно отметить воспитательный эффект сотрудничества, который
обусловлен формированием «условно-динамической позиции» в ситуации коллективной
работы со сверстниками. Она выражается в умении человека оценивать себя не
только с точки зрения другого, а с разных точек зрения. Этот вопрос наиболее
раскрыт в работах А.К. Марковой, В.А. Недоспасова, Д.Б. Эльконина. Большой
интерес представляет рассмотрение стиля общения, в котором ставиться и решается
совместно с педагогом проблема, задача.В стиле общения находят свое выражение:
· особенностей
коммуникативных возможностей педагога;
· сложившийся
характер взаимоотношения педагога и воспитанников;
· творческая
индивидуальность педагога;
· особенности ученического
коллектива.
Общение представляет собой многосторонние и
многофункциональное, характер которого определяет и само взаимодействие. На
основе анализа различных подходов к рассмотрению общения, наиболее адекватным
оказывается деятельностный, демократический, дружеский стиль общения.
Важное направление усилий педагога — это развитие
сотрудничества, сотворчества с учениками. Именно опыт совместного решения
проблем, совместные формы активности с воспитателем позволяет ученику
чувствовать себя принятым, понимающим и понимаемым, пользующимся доверием и
доверяющим, получающим помочь и помогающим, окруженным заботой и заботящимся.
Такое сотрудничество положительно сказывается на формировании личностных
качеств учащихся, возникающих в искусственно созданной обстановке отношения
могут естественно переносится ими во внешний мир.